Фотоотчёт об экскурсии на атомный ледокол "Ленин" в Мурманске.
Много слов, много фото
Вообще раньше не испытывала никакого энтузиазма в части кораблей-музеев. Нет, я даже на "Авроре" была во времена студенчества. Но всё это было так ровненько и без фанатизма. А вот после посещения ледокола "Ленин" я воспылала страстью ко всякому такому.
На самом деле советские достижения в судостроении восхищают. И ледокол "Ленин" - яркий пример тому. Здесь и первое "мирное" применение атома, и сроки проектирования, постройки и сдачи судна: с эскизного проекта до первых испытаний - 6 лет, и всяческие хитрые инженерные решения, связанные с особенностями монтажа ядерной силовой установки на судно и его эксплуатации.
Больше всего меня поражают сроки проектирования: 3 года, Карл. Без автоматических расчётов, без 3D-модели, без черчения в автокаде или компасе - всё ручками. Проектант - ЦКБ "Айсберг". И самое главное, что по этому проекту судно построили за 3 года. Завод-строитель - "Адмиралтейские верфи" (даю современные названия). И 30 лет он пробороздил просторы Большого театра льды северных морей. Не без косяков, конечно, но тем не менее.
И вернёмся к объекту моего восхищения:)
Водоизмещение ледокола - порядка 19 тысяч тонн.
Ядерная силовая установка ОК-150 состояла сначала из 3 реакторов, затем была заменена на ОК-900, состоящую из 2 реакторов большей мощности. Кстати, уникальная операция по замене силовой установки производилась в Северодвинске на "Звёздочке":).
Здесь, наверное, уместно упомянуть о безосновательности страхов по поводу радиации: все урановые стержни давно выгружены. Сам реакторный отсек экранирован ещё на этапе постройки. Для этого использовались сталь, вода, бетон. Смотровые окна, предназначенные для мониторинга обстановки в отсеке, изготовлены с применением многослойного свинцового стекла (если я правильно помню определение).
Макет силовой установки
Носовое машинное отделение
Надо сказать, что из-за специфики моей работы машинное отделение у меня прочно ассоциируется с размещением там всей силовой установки (обычно это дизеля). Здесь в машинном отделении расположены турбогенераторы (если я правильно помню). Кстати, по данным википедии, машинное отделение из-за большой насыщенности помещения макетировали, и на макете отрабатывались варианты расположения оборудования и механизмов - своеобразный прототип 3D-модели.
ПЭЖ - пост энергетики и живучести: распределение всей энергии на корабле и управление техническими средствами при борьбе за живучесть. Он тут, надо сказать, роскошный - плясать можно:) Несмотря на суровую древность, пульты всё равно выглядят внушительно.
К сожалению, это всё, что я могу показать, (или вы увидеть живьём) из, скажем так, специальных помещений ледокола.
Поэтому дальше я перейду к обитаемости "Ленина", к которой предъявлялись суровые требования, поскольку по проекту заложена автономность - 1 год (то бишь, судно может год тусить во льдах).
И вернёмся к объекту моего восхищения:)
Водоизмещение ледокола - порядка 19 тысяч тонн.
Ядерная силовая установка ОК-150 состояла сначала из 3 реакторов, затем была заменена на ОК-900, состоящую из 2 реакторов большей мощности. Кстати, уникальная операция по замене силовой установки производилась в Северодвинске на "Звёздочке":).
Реакторный отсек
Здесь, наверное, уместно упомянуть о безосновательности страхов по поводу радиации: все урановые стержни давно выгружены. Сам реакторный отсек экранирован ещё на этапе постройки. Для этого использовались сталь, вода, бетон. Смотровые окна, предназначенные для мониторинга обстановки в отсеке, изготовлены с применением многослойного свинцового стекла (если я правильно помню определение).
А вот тамбур, из которого можно посмотреть на реакторный отсек. Справа как раз можно узреть смотровое окно
Макет силовой установки
Носовое машинное отделение
Надо сказать, что из-за специфики моей работы машинное отделение у меня прочно ассоциируется с размещением там всей силовой установки (обычно это дизеля). Здесь в машинном отделении расположены турбогенераторы (если я правильно помню). Кстати, по данным википедии, машинное отделение из-за большой насыщенности помещения макетировали, и на макете отрабатывались варианты расположения оборудования и механизмов - своеобразный прототип 3D-модели.
Что-то от водоснабжения
Ну кто на что обращает внимание, а Машка на кабельные трассы и электрооборудование:)
Ходовая рубка - отсюда осуществляется управление судном на ходу. Надо сказать, современная ходовая рубка гораздо сильнее забита всяким оборудованием:)
ПЭЖ - пост энергетики и живучести: распределение всей энергии на корабле и управление техническими средствами при борьбе за живучесть. Он тут, надо сказать, роскошный - плясать можно:) Несмотря на суровую древность, пульты всё равно выглядят внушительно.
Вот такие переключатели использовались в то время на пультах
И вот такие мнемосхемы вместо монитора с картинками:)
Поэтому дальше я перейду к обитаемости "Ленина", к которой предъявлялись суровые требования, поскольку по проекту заложена автономность - 1 год (то бишь, судно может год тусить во льдах).
То есть условия, в которых находился экипаж “Ленина”, кардинально отличались от условий обычного судна или корабля для госзаказа, и пытались быть тепличными, насколько это возможно. Понятно, что комфорт на судне с домашним уютом не сравнить, но тем не менее, всё весьма прилично.
Та каюта, которая открыта для осмотра, выглядит, можно сказать, неприлично роскошно:) Если не ошибаюсь, это таки каюта командира.
Увы, в каюты простых смертных попасть не удалось, чтобы сравнить. Часть этих кают переделали в интерактивную экспозицию.
Увы, в каюты простых смертных попасть не удалось, чтобы сравнить. Часть этих кают переделали в интерактивную экспозицию.
В коридорах этой палубы, которые зашиты и выглядят очень прилично, теперь размещены информационные стенды
Просторная столовая команды с возможностью посмотреть кино
Кают-компания, сейчас вроде бы используется в качестве конференц-зала
Это, если я правильно помню, что-то типа музыкального салона. Ну понятно, что кое-какое оборудование добавилось уже в "музейное" время
Комната для курения
Нельзя пройти мимо (особенно на экскурсии:)) больничной зоны. Есть подозрение, что там тоже было всё для проведения полостных операций ("тоже" - это отсылка к рассказу Э.Овечкина о том, как ему аппендицит вырезали на подводной лодке). Кстати, по рассказу экскурсовода, конкурс на места врачей был весьма жёстким.
И напоследок парадная лестница (которую трапом даже как-то называть рука не поднимается:) и фотография первого экипажа ледокола
Думаю, что на фото представлен офицерский состав, т.к. на самом деле первый экипаж ледокола был 243 человека, а затем численность экипажа была уменьшена до 151 человека за счёт модернизации силовой установки. Вот.
За сим помещения, открытые для осмотра, заканчиваются, к моему великому сожалению. Надо сказать, что мой фотоотчёт получился не в той последовательности, в которой проводится экскурсия: не получается у меня рассказывать о каютах прежде силовой установки:))
Тем не менее, думаю, что общее представление о масштабе экскурсии можно получить. Хоть он (масштаб) и невелик, всё равно любопытно посмотреть хотя бы на то, что разрешено. Нельзя не отметить работу экскурсоводов, которые знают и любят своё дело. Несмотря на мою нелюбовь к экскурсиям с гидами, здесь было интересно всю экскурсию.
Тем не менее, думаю, что общее представление о масштабе экскурсии можно получить. Хоть он (масштаб) и невелик, всё равно любопытно посмотреть хотя бы на то, что разрешено. Нельзя не отметить работу экскурсоводов, которые знают и любят своё дело. Несмотря на мою нелюбовь к экскурсиям с гидами, здесь было интересно всю экскурсию.
Так что если вы любите суда и будете в Мурманске, не проходите мимо.
Организационное: запись заранее в 2015 году не производилась, придя к открытию, мы отстояли не очень большую очередь, т.к. на ледокол пускают порциями.
Понедельник, вторник - выходные
Среда, четверг, пятница - экскурсии в 11:30 и 14:00.
Суббота, воскресенье - экскурсии в 11:30, 14:00 и 16:00.
Но учитывая, что эта информация была вывешена на форматах А4 в файликах и слегка не соответствовала тому, что было написано на основном стенде, возможны изменения, которые лучше уточнить по месту.
Понедельник, вторник - выходные
Среда, четверг, пятница - экскурсии в 11:30 и 14:00.
Суббота, воскресенье - экскурсии в 11:30, 14:00 и 16:00.
Но учитывая, что эта информация была вывешена на форматах А4 в файликах и слегка не соответствовала тому, что было написано на основном стенде, возможны изменения, которые лучше уточнить по месту.









































Комментариев нет:
Отправить комментарий